Развитие
интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики. (
Емец С.В.)
Нетрудно сделать нечто трудное с трудом,
трудно
сделать его так,
чтобы оно оказалось лёгким.
Д. Леопарди.
Особенности
мышления лежат в основе таких важнейших качеств личности человека, как интеллект, ум, творческие способности.
Интеллект
(от лат. intellectus — понимание, познание) — в широком смысле,
совокупность всех познавательных функций индивида. В более узком смысле — мышление,
высший познавательный процесс.
В 1908 г. Французский психолог
А. Бине разработал тесты, по результатам которых определяли коэффициент
интеллекта ( IQ – Intellektual
Quotion) . На
большом статистическом материале была определена норма, принятая за 100 баллов.
Испытуемые, выполнившие задания сверх нормы, получали больше баллов и считались
более умственно развитыми.
В Западной
Европе и Америке при приёме на некоторые работы до сих пор используются
тесты IQ, хотя известны их серьёзные недостатки:
- тесты выявляют не
способности человека, а его достижения, накопленный опыт;
- результаты тестов
весьма зависят от социального прошлого человека.
Однако в
качестве измерителя достижений тест IQ вполне применим. В школьной практике разработаны различные
варианты школьных тестов умственного развития – ШТУР. Вот один из вариантов. Он
состоит из 6 субтестов.
- Выявляет
общую осведомлённость испытуемого с помощью ассоциативной памяти.
- Проверяет
способность к анализу-синтезу.
- Определяет
скорость протекания мыслительных процессов.
- Определяет
способность к абстрагированию.
- Определяет
способность к обобщению закономерностей числовых рядов.
- Выявляет
способность к обобщению на словесном материале.
Количественная
оценка по числу правильно выполненных заданий ни в коем случае не
отождествляется со способностями человека, а только свидетельствует о том, что
он усвоил и что не усвоил на сегодня. Ученик сравнивается не с другим учеником,
а лишь с самим собой.
- 2
–
Способам умственных действий, так же как
физическим умениям и навыкам, можно научиться. Выяснив с помощью
тестов, что и как вы уже умеете делать, можно в дальнейшем наметить программу
развивающих занятий.
1. Упражнение-тест «Ассоциации"
В русском
языке есть немало слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой.
Например, мука - рука-река-репа; бур – бор -
борт-торт-торф.
Последовательно превращая одно слово в другое, можно подобрать забавные
словесные комбинации, например: кошка –
мошка – мышка.
Попробуйте, используя
минимальное количество промежуточных слов, превратить одно слово в другое (
всяки раз заменяя, добавляя или убирая только 1 букву).
Миг – час, рожь –
мука, тесто – булка, марка – почта
Час – год, муха –
слон, суп - борщ, лужа – море,
Ночь – день, волк –
коза.
2. «Способность к
анализу и синтезу».
Предлагаются анаграммы – слова, преобразованные путём
перестановки входящих в них букв. Требуется найти исходные слова.
л б к о е р а в ш н а ш н р р и
р а я и р к д е т и у п к с
Если вы быстро
находите ответы, обнаружив общее правило перестановки, у вас развито
аналитическое мышление.
Если вы решаете
каждую задачку как новую, у вас отсутствует теоре -тический анализ (
способность мысленно выделять свойства предметов). Вам рекомендуется выполнить
серию таких упражнений.
3. «Скорость
протекания мыслительных процессов»
Заполните
недостающие буквы в словах.
П – ро з –
р – о д – р – во з – о – ок
К – са х – л
– д к – м – нь т – а – а
Г – ра к
– в – р к – н – а к – ы – а
Посчитайте время
выполнения задания и количество правильно записанных слов в каждом ряду. Оценка-
по отношению к среднему результату группы.
Хорошо развивает
скорость мышления разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, компьютерные игры.
- 3 –
4. «Выделение
существенных признаков понятий ( абстрагирование)».
Уровень
способности к абстрагированию определяется умением выделять существенные и
несущественные признаки понятий. Например, из ряда математических терминов
необходимо за 20 секунд выбрать из 5 предложенных только 2, которые наиболее
точно характеризуют данное математическое понятие.
1. Геометрия ( фигура, свойства, уравнение,
точка, теорема).
2. Уравнение ( корень, равенство, сумма,
неизвестное, произведение)
3. Планиметрия ( плоскость, квадрат,
прямоугольник, фигура, прямая)
4. Треугольник ( вершина, катет, сторона,
центр, перпендикуляр)
5. Сумма
( слагаемое, равенство, плюс, делитель, множитель)
6. Периметр ( разность, сторона, сумма,
фигура, прямоугольник)
7. Куб (угол,
равенство, плоскость, сторона, вектор)
8. Дробь
( делимое, числитель, частное, знаменатель, произведение)
9. Степень ( корень, показатель, решение,
основание, переменная)
10. Координата (плоскость, абсцисса, ось,
ордината, прямая).
5. «Способность к
обобщению на математическом материале».
Учащимся
предлагаются ряды математических понятий или чисел, математических выражений. В
каждом ряду имеются 5 элементов, 4 из которых обладают общим свойством, а пятый
– не обладает. Необходимо за 30 секунд исключить элементы, не относящиеся к
группе.
- 8 ;
20 ; -4 ; 18 ; 5
- 1/3 ; 4/5 ; 16/13 ; 5/6 ; 8/9
- 8,7 ; -3 ; 4 ; 4/5 ; 6,1
- делимое, частное, плюс, деление,
делитель
- 7/7 ; 1/2 ; 3/2 ; 8/5 ; -10/9
- 4 ; 6 ; 10 ; 3 ; 36
- делитель, показатель, степень,
произведение, результат
- 11 ; 3 ; 5 ; 18 ; 7
- 30 ; 15 ; 91 ; 635 ; 400
- 3х ; -4х ; 3х+8у-7 ; 4у ; 18х
- 4 -
6. «Обобщение на
словесном материале».
Из пяти слов каждого ряда вычеркните слово, которое не
подходит по смыслу к данному ряду.
- Дряхлый, старый, изношенный, маленький,
ветхий
- смелый, храбрый, отважный, злой,
решительный
- молоко, сливки, сыр, сало, сметана
- скоро, быстро, поспешно, постепенно,
торопливо
- глубокий, высокий, светлый, низкий,
мелкий
- берёза, сосна, дерево, дуб, ель
- ненавидеть, презирать, негодовать,
возмущаться, наказывать
- тёмный, светлый, голубой, ясный,
тусклый
- молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
- минута, секунда, час, вечер, сутки
Правильное и
своевременное выполнение заданий свидетельствует об умении выделять
существенные признаки и обобщать.
Таким образом, на уроках математики необходимо включать
задания из различных вариантов ШТУР, разгадывать кроссворды, ребусы.
Привожу ещё один
вариант заданий.
Интеллектуальный
марафон (математика, 7 класс)
1. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
НОЕБДРО, ЗАКОПАТЕЛЬ, ЛОЕЦЕ, ПЕНЬСТЕ
2. Вставьте пропущенное число:
2(х – 2) + 4 = 6
|
|
4х – 5 = х + 10
|
7х = 3(х + 4) – 4
|
?
|
2 + х = 4(1 – 2х) + 25
|
3. Лошадь съедает копну сена за 2 суток, корова – за 3, овца – за 6 суток.
За какое время съедят копну сена лошадь, корова и овца вместе?
1) 1/2суток
3) 2 суток
2) 1 сутки
4) 1/4суток
5) 1,5 суток
4. Число 2,4 увеличили на 25%. На сколько процентов нужно уменьшить
полученное число, чтобы вновь получить 2,4?
1) 25% 3)
20%
2) 15% 4)
22% 5) 19%
5. Вставьте пропущенное слово:
сторона
степень
|
(сова)
( ? )
|
квадрат
площадь
|
6. Какое из данных чисел чаще других встречается в таблице умножения?
1) 36
2) 42
3) 56
4) 64
5) 27
7. Старому дедушке Бенджамену надо перенести с огорода в амбар 108 мешков с
орехами. Он позвал на помощь внуков. Внуки разбились на пары, и каждой паре
досталось по три мешка. Сколько внуков у старого Бенджамена?
1) 108
2) 96
3) 72
4) 36
5) 27
8. Найдите закономерность в образовании чисел и вставьте пропущенные числа:
123
|
124
|
125
|
?
|
235
|
246
|
?
|
268
|
125
|
126
|
127
|
128
|
9. Отгадайте ребус:
10. Какое словосочетание зашифровано числами?
191316815166 915115106
|