Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике
в 9-м классе в новой форме (ГИА) .
январь 2014
учитель
математики С.В. Емец
Введение
государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9
классе вызвала необходимость изменения в
методах и формах работы учителя.
Данная
необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к
знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике.
Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в
косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в
первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний.
Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых
в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В
обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их
изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа,
свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а
также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
"Из каких источников
учитель может использовать информацию для повышения своего профессионального
уровня?"
Определим источники получения
знаний:
телевидение;
газеты, журналы;
литература (методическая, научно-популярная,
публицистическая, художественная и др.);
интернет;
видео, аудио;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер - классы;
мероприятия по обмену опытом;
Все источники можно разделить на способствующие
личностному росту и способствующие профессиональному росту.
Если представить деятельность учителя в области
самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать,
анализировать, наблюдать, писать.
Составляющие процесса самообразования педагога:
Изучать и внедрять новые
педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать уроки коллег
и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей
профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои
знания в области математики
Систематически интересоваться событиями
современной жизни.
Повышать уровень своей
эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это
может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют
процесс самообразования.
Результат
самообразования.
В личном
плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов,
которые должны быть достигнуты за определённый срок.
Результаты
самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование
непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):
- повышение
качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет
определяться эффективность и качество);
-
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы,
сценарии, исследования;
-
доклады, выступления;
- разработка
дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка
методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка
и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание
комплектов;
-
педагогических разработок;
- обобщение
опыта по исследуемой проблеме (теме).
Экзамен
по математике - это итог работы и
ученика, и учителя на протяжении пяти
лет обучения в школе, поэтому подготовка к
нему является важной составляющей учебного процесса. Выпускники нашей школы сдают экзамен в новой форме и поэтому
целенаправленная работа по подготовке начинается ещё с 5 класса.
С чего начинать? В начале каждого учебного года в 5-9 классах
провожу входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных
знаний учащихся. По остаточным знаниям детей рассаживаю в соответствии с тремя
уровнями подготовки на определенные ряды. При этом учащиеся знают, что по мере
усвоения материала они могут переходить в следующую по уровню подготовки
группу.
Неотъемлемым элементом подготовки к ГИА является обучение заполнению бланков Поэтому
работа в этом направлении ведётся с учащимися 9 класса на консультациях.
Важным условием успешной подготовки к
экзаменам является не только тщательность в отслеживании результатов учеников
по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала,
но и мотивация учеников и их
родителей. Поэтому проводятся
беседы с родителями, консультации,
открытые смотры знаний.
Чтобы достичь хороших результатов на каждом уроке провожу обязательный устный
счет, обучающие самостоятельные работы, тесты. В 6 классе учащиеся должны
хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами, в 7- м – хорошо
изучить формулы сокращенного умножения, в 8 –м- решение квадратных уравнений.
Это глобальные темы, которые нельзя запускать.
В конце 7-го класса и в 8 классе учащихся я знакомлю со
сборником заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9
классе Л. В. Кузнецовой, издательства "Просвещение". Этот сборник
предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации по алгебре в
новой форме, который состоит из трех основных разделов и двух приложений.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ
учителю не следует забывать, что это урок, а значит, и план урока составлять
исходя из его целей. При отборе учебного материала следует соблюдать основные
дидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность,
дифференцированный подход, научность и т.д. При этом компьютер не должен
заменить учителя.
Система работы по подготовке к ГИА по
математике в 9 классе включает следующие компоненты:
1. Изменение
тематического планирования. Составить планирование таким образом, чтобы
осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала.
Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки
навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на
отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно,
тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
2. Включать в
изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным
заданиям.
3. В содержание
текущего контроля включать экзаменационные задачи.
4. Изменить систему
контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
5. Итоговое повторение
построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для
получения положительной отметки на экзамене.
Но даже умения решать задания по всем основным
темам не достаточно. Очень важно «видеть» тест и как можно эффективнее его
выполнить для этого надо учить ученика работать по плану:
Смотрим сколько заданий в тесте. .
Мы знаем, что достаточно выполнить половину. Отбираем те задания, на которые
знаем ответ и легко их можем решить.
Считаем, сколько таких заданий. Обычно их количество близко к половине.
Определяем еще несколько заданий, решение которых нам известно. Чем
больше таких заданий, тем лучше.
Решаем отобранные задания и выбираем нужные ответы. Внимание! Некоторые
ответы могут быть похожи или же иногда сразу видно, какие из них
неверны.
Если времени мало и осталось несколько нерешенных заданий, выбирай ответы,
пользуясь интуицией. .
По желанию школьников работу по устранению пробелов я провожу и
во внеурочное время на специально организованных дополнительных занятиях.
Время пребывания на этих занятиях для разных учащихся разное. Оно
определяется количеством пробелов и успешностью их устранения. Так, ученику,
не составит большого труда повторить материал и выполнить задания, в
противном случае его бездействие регистрируется отрицательной оценкой, хотя,
как правило, до этого не доходит: ученик понимает, что без ликвидации пробела
он не сможет работать по данной теме результативно. Это позволяет включить в
работу каждого ученика, не принуждая его, убеждая принять то содержание,
которое заложено наукой. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а
осознают, как они получены, в какой мере соответствуют не только научному
знанию, но и личностно значимым ценностям. Построение технологии обучения
математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития
каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но
и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей
современного образования.
|
Подготовка
ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время
. В нашей школе консультации проводятся, начиная с 15 сентября. Используются
сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ , а также мы
сотрудничаем с Московским институтом открытого образования (МИОО) в рамках
системы СтатГрад. В своей работе активно
использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет
ресурсы), тесты в режиме он-лайн,
которые очень эффективно помогают
в подготовке к экзамену и мне, как
учителю и моим ученикам.
Конечно
же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к
урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если
учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо
совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.
|