Использование ИКТ
при подготовке учащихся к ГИА по
математике
Цель:
показать
систему подготовки учащихся основной школы к ГИА по
математике;
показать алгоритмы применения презентационного
сопровождения для уроков геометрии в 7-9 классах.
Сдавая экзамен по новой форме, учащиеся
должны:
Ø выполнить задания части 1 за определённый промежуток
времени (90 мин)
Ø решить задания
части 1 трёх разных видов
Ø решить и правильно оформить задания повышенной
сложности из части 2
Это не всем ребятам под силу. К такому режиму работы, к заданиям разного
вида учеников надо приучать и тренировать. Поэтому готовить учащихся к ГИА
нужно не в 9 классе, а уже с 5 класса.
Для этого в своей работе использую:
·
тематические
тесты;
·
тематические
зачёты.
1.1 Тематические
тесты
В условиях
современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений,
контролю за достижением уровня обязательных результатов обучения
Проверку
достижения уровня обязательной математической подготовки эффективно проводить с
помощью тестов.
Основная
цель проведения тестирования состоит в оперативной проверке достижения уровня
обязательной математической подготовки как отдельным учеником, так и всем
классом. По сравнению с другими видами контроля тест позволяет при
незначительных затратах урочного времени оперативно проверить усвоение
материала изучаемой темы. А анализ тематических тестов позволяет выявить
пробелы в знаниях как каждого ученика, так и класса в целом.
Тематические
тесты помогают учителю повысить эффективность проведения уроков посредством
использования на учебных занятиях элементов тестирования.
Они могут
быть включены в урок на любом этапе:
-актуализации знаний;
- закрепления изученного;
- повторения.
Они вносят
разнообразие в контроль и коррекцию знаний, умений и навыков и не отнимают
много времени.
1.2 Тематические
зачёты
Тематические
зачёты провожу после изучения темы, когда у ребят накоплен запас общих подходов
к основным типам заданий и есть опыт их применения на заданиях любой степени
сложности.
Каждый зачёт состоит из двух частей:
·
обязательной (до черты);
·
дополнительной
(после черты).
Система тематических зачётов имеет, на мой
взгляд, определённые достоинства:
·
оценка получается путём сложения баллов за
верно решённые задания, а не вычитанием баллов за ошибки.
·
ученик может выбрать посильные для себя
задания, ему понятна система выставления оценок.
·
каждое из заданий обязательной части невелико
по объёму, что позволяет учителю получить более чёткое представление о пробелах
в знаниях учащегося.
·
задания дополнительной части требуют от
ученика помимо свободного владения базовыми знаниями, умениями и навыками, но и
определённого творческого подхода.
В III четверти для
повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.
Электронные презентации дают возможность учителю при
минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить
наглядность к уроку. Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в
работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения
материала определённой темы.
Презентация
обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и
мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.
При её систематическом использовании увеличивается
продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём
повторяемого материала и выполняемой работы.
В работе использую свои презентации и презентации,
созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в
Интернете:
Интернет-сообщество учителей
Сеть творческих учителей
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Информационно-методический сайт
Использование ИКТ в обучении способно повысить
эффективность традиционных форм и ввести инновационные, сделав учебный процесс
более эффективным и привлекательным. Одним из достаточно эффективных способов
контроля является компьютерное
тестирование.
Достоинства компьютерного тестирования:
·
тестовые
программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определять темы, в
которых имеются пробелы в знаниях.
·
использование
компьютерного теста позволяет проверить степень усвоения материала у всех
учащихся. Что невозможно, например, при устном опросе
·
при компьютерном
тестировании учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не
по происшествии какого-либо времени, когда для него оценка теряет свою
актуальность
·
компьютерное
тестирование позволяет осуществить обратную связь в процессе обучения,
проанализировать результаты каждого ученика в отдельности и деятельность класса
в целом
·
решая тест,
ученик получает объективную оценку знаний и умений.
Работу над
тестом можно выполнять в обычном кабинете, оборудованном проектором и экраном
Время на подготовку учителя к уроку с использованием
ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт
и методическая база, созданная учителем, что значительно облегчает подготовку
уроков в дальнейшем (те же презентации, созданные в Power Point, это
своего рода мини-конспекты урока). Компьютер – хранитель информации,
накопленной учителем за годы работы.
Использование
компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к итоговой
аттестации открывает огромные возможности:
Ø
компьютер может
взять на себя функцию контроля знаний,
Ø
поможет
сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,
Ø
богато
иллюстрировать материал,
Ø
трудные для
понимания моменты показать в динамике,
Ø
повторить то, что
вызвало затруднения,
Ø
дифференцировать
урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,
Ø
быстро повторить
теоретический материал.
Но не факт,
что использование компьютерных технологий на уроках даёт возможность овладеть
математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо
использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы
большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики,
её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении
трудностей.
|